Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья // ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАРАДИГМА РОССИИ: ЦЕННОСТИ, ИДЕИ, ПРАКТИКА: Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета (30.09.2015 – 01.10.2015, г. Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Башкеева, д-р филол. наук, профессор; М. В. Бадмаева, д-р филос. наук, доцент, - г. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 191-193.
Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Social and psychological features of children with disabilities
Автор в данной статье рассматривает социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и находящимися в трудной жизненной ситуации. По свидетельству отечественных и зарубежных ученых, число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно возрастает. Этому способствует целый ряд патологических факторов эндогенного (внутреннего) и экзогенного (внешнего) происхождения: генетические отклонения, отягощенная наследственность, физические и психические травмы, соматические и инфекционные заболевания, дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных экологических, экономических, гигиенических условий для будущих матерей и детей, недостатки школьного и семейного воспитания и многое другое. Специалистам, работающим с детьми данной категории необходимо учитывать, знать социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, а также уметь грамотно выстраивать взаимодействие с целью оказания им эффективной помощи.
The author of this article examines the social and psychological characteristics of children with disabilities and are in a difficult situation. According to domestic and foreign scientists, the number of children with disabilities has been steadily increasing. This contributes to a number of pathological factors endogenous (internal) and exogenous (external) origin: genetic abnormalities, family history, physical and mental trauma, somatic and infectious diseases, the destabilization of society and individual families, the absence in many cases of normal environmental, economic, and hygienic conditions for expectant mothers and children, lack of school and family education, and more. Professionals working with children in this category must be considered to know the social and psychological characteristics of children with disabilities, as well as be able to competently build cooperation with the aim of providing them with effective assistance.
дети с ограниченными возможностями здоровья, социально-психологические особенности, трудные жизненные ситуации, общение, помощь, нарушения в развитии, дети-инвалиды.
children with disabilities, socio-psychological characteristics, difficult life situations, communication, help, developmental disorders, children with disabilities
1. Дети с отклонениями в развитии /Автор-составитель Н. Д. Шматко. — М., 2001. – 128 с.
2. Дмитриева Н. В., Четвериков Д. В. психология аддиктивного поведения. – Новосибирск, 2002.
3. Егоров А. Ю., Шумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты / А. Ю. Егоров, С.А. Шумнов. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
4. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А. И. Захаров. – СПб.: Питер, 1998.
References
1. Deti s otkloneniyami v razvitii /Avtor-sostavitel N. D. Shmatko. – M., 2001. – 128 s.
2. Dmitrieva N. V., Chetverikov D. V. Psikhologiya addiktivnogo povedeniya. – Novosibirsk, 2002.
3. Egorov A.Yu., Shumnov S.A. Rasstroystva povedeniya u podrostkov kliniko-psikhologicheskie aspekty / A. Yu. Egorov, S. A. Shumnov. – SPb. Rech, 2005. – 436 s.
4. Zakharov A. I. Rebenok do rozhdeniya I psikhoterapiya posledstviy psikhicheskikh travm / A. I. Zakharov. – SPb. Piter, 1998.