СИСТЕМНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ // ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ЕЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (Том 1): МАТЕРИАЛЫ XI Международной научной конференции «Байкальская встреча» (Улан-Удэ, 16 – 19 июня 2016 г.) (16.06.2016 – 19.06.2016, г. Улан-Удэ). Ответственный редактор: И. И. Осинский, д-р филос. наук, проф., - г. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2016. - С. 139-144.
СИСТЕМНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
SYSTEMS APPROACH IN STUDIES OF INTELLIGENTSIA
303.7
Системный метод – направление методологии, в основе которого лежит изучение объектов как систем, причем в центре его исследования оказывается не просто изучение элементов объекта, а главное внимание уделяется характеру связей и отношений между составляющими элементами, общим закономерностям функционирования и развития объекта, а также взаимодействию этого объекта с окружающей средой. Одним из типов систем являются социальные системы. Основными элементами социальной системы являются люди, человеческая деятельность и общественные отношения. Человеческая деятельность и общественные от- ношения не могут существовать сами по себе, они существуют в многоступенчатом взаимодействии. Интеллигенция может быть представлена как социальная система, состоящая из подсистем в виде научной интеллигенции, педагогической интеллигенции, управленческой интеллигенции и т.п.
Systems approach is a methodology based on studying objects as sys- tems. It focuses not merely on the elements of objects but on the na- ture of relations and dependencies between these elements, general laws of the object’s functioning and development, as well as the ob- ject’s interaction with the external environment. There are different types of such systems, one of them being social systems comprised of people, human activities and public relations. Human activities and social relations cannot exist by themselves; they exist in a multi-stage interaction. Intelligentsia can be represented as a social system con- sisting of subsystems such as academics, teachers, managers, etc.
5. Краснов В. М. К понятию общества как социальной системы
// Философские науки. – 1977. – №2. – С.33; Коршунов А. М., Ман- татов В. В. Диалектика социального познания. – М.: Политиздат,1988. – С.33; Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. – М.: Знание, 1972. – С.53; Уледов А. К. Духовная жизнь общества: проблемы методологического исследования. – М.: Мысль, 1980. – С.49; Фофанов В. П. Социальная деятельность как система. – Новосибирск: Наука (Сиб. отд.), 1981. – С.299–300.
6. Осинский И. И. Интеллигенция: национальные и региональ- ные проблемы / Интеллигенция в современном обществе: национальный и региональный аспекты: материалы межд. науч. конф. –
7. Макарова С. Э. Социально-философский анализ феномена отечественной интеллигенции: автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 2009. – С.12.
8. Барлукова О. Д. Китайская интеллигенция в условиях модер- низации общества (последняя четверть XX в.). – Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2008. – С.54–74.