Научные труды

Зоря А. С.
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЭТИКА НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ // ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ЕЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (Том 2): МАТЕРИАЛЫ XI Международной научной конференции «Байкальская встреча» (Улан-Удэ, 16 – 19 июня 2016 г.) В двух томах (16.06.2016 – 19.06.2016, Улан-Удэ). Ответственный редактор: И. И. Осинский, д-р филос. наук, проф., - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2016. - С. 93-99.
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЭТИКА НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
DEMOCRATIC ETHICS OF THE ACADEMIC COMMUNITY: GENDER DIMENSION
17
В статье рассматриваются аспекты развития научных коллекти- вов как институтов гражданского общества и условия для лично- стной реализации ученого внутри них. Подчеркивается, что со- стояние гендерных отношений в обществе дает особый взгляд на политическую реальность: в ней актуализируются противоречия, возникающие в процессе адаптации российского общества к де- мократическим принципам, составляющим ценностную основу
«открытых обществ» Запада. В виду того, что компенсация дефицита идей как технических, так и гуманитарных, становится важнейшей задачей отечественной науки, личностное развитие женщин и мужчин, реализация их интеллектуального потенциала является острой социально значимой проблемой. В поисках ее решения, государство фокусируется, в основном, на совершенствовании организационной структуры российской науки, что свидетельствует о тенденции усиления административного контроля за деятельностью ученых. Актуализируется проблема автономии научных организаций России в связи с реформой РАН и созданием структуры ФАНО. В то же время, личность ученого, его потребности и проблемы профессионального становления, на взгляд автора, не находят понимания у государства – в частности, вопросы гендерного неравенства в научных коллективах остаются без должного внимания. Описывается опыт американских исследований восприятия кадрового потенциала мужчин и женщин в научном сообществе.
The article discusses certain aspects of development of academic communities as civil society institutions and possibilities for fulfilling one‘s personal potential within them. It emphasizes that gender-based relations in the society give a different prospective on the political re- ality: it brings up contradictions rising in the process of the Russian society adaptation to democratic principles, the axiological basis of
«open communities» in the West. Considering that compensating the deficit of technical and humanitarian innovations is the main task of
the Russian academic community, personal development of men and
women, fulfillment of their intellectual potential is an urgent socially important problem. In search of it solution, the government focuses
mostly on improving the organizational structure of academic institu-
tions thus increasing administrative control over academic activities. In this context the problem of autonomy of academic institutions in Russia related to reforms of the Russian Academy of Science and es- tablishing Federal Agency of Scientific Organizations becomes of special importance. At the same time, as the author suggests, the per- sonality of a scientist, his needs and problems related to personal de- velopment are not appreciated and ignored by the government, in- cluding the issue of gender inequality in the scientific communities. The author describes studies conducted in the USA regarding men‘s and women‘s representation in the scientific sphere.
научное сообщество, этос науки, гражданские позиции ученых, научный менеджмент, ФАНО, гендер, гендерные отношения в науке, стереотипы, неравенство, гендерные исследования.
scientific community, academic community, ethos of science, civic engagement of scientists, management in science, Fed- eral Agency of Scientific Communities, gender, gender-based rela- tions in academic community, stereotypes, inequality, gender studies.
1. Мамедов А. К. Этические параметры развития современной науки (опыт институционального анализа) // Вестник Московского университета. Сер. Социология и политология. – 2011. – №1. – С.53–64.

2. Knobloch-Westerwick S., Glynn C. J., Huge M. The Matilda Ef- fect in Science Communication: An Experiment on Gender Bias in Pub- lication Quality Perceptions and Collaboration Interest // Science Communication. – 2013. – October. – P.603–625.

3. Moss-Racusin C. A., Dovidio J. F., Brescoll V. L., Graham M. J., Handelsman J. Science faculty‘s subtle gender biases favor male students // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2012. – №109(41). – P.16474–16479.

4. Handley I. M., Brown E. R., Moss-Racusin C. A., Smith J. L. Quality of evidence revealing subtle gender biases in science is in the eye of the beholder // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2012. – №112(43). –С.13201–13206.
Статья