ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ БУРЯТИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ // Россия и монгольский мир: вектор на сближение (Егуновские чтения — VII): сборник статей международной научно-практической конференции в рамках XII Международного всебурятского фестиваля «Алтаргана» (29.06.2016 – 30.06.2016, Улан-Удэ). Ответственный редактор: Н. С. Байкалов, - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2017. - С. 38-47.
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ БУРЯТИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
STATEHOOD OF BURYAT REPUBLIC: PAST, PRESENT AND PROSPECTS OF MODERNIZATION
В статье поднимается проблема постепенной ликвидации бурятской государственности вследствие ее недооценки со стороны власти, равнодушия политической элиты к ее сохранению и развитию. На основе рассмотрения этапов становления и развития государственности Бурятии предлагаются новые варианты их периодизации с учетом принципиальных изменений, произошедших на каждом историческом этапе. Показывается, что трансформация государственного устройства Бурятии из национальной автономии в субъект федерации, возникшая при этом асимметричность федерации непосредственно связаны с историческими условиями формирования российского федерализма и его этнотерриториальным характером. На основе анализа и обобщения исторического пути Республики Бурятия обосновывается необходимость повышения роли республиканской власти и политической элиты в раскрытии потенциала государственности и ее использования в качестве управленческого инструмента политическим, социально-экономическим и культурным развитием республики. Делается вывод о том, что будущее бурятской государственности зависит от активной позиции республиканской власти, элиты, граждан в защите интересов республики, совершенствовании институтов государственности, укреплении федеративных отношений и целостности Российской Федерации.
The problem of gradual liquidation of the Buryat statehood as a result of its un- derestimation by the power, indifferences of political elite to its preserving and develop- ment аге rises in the article. The author considers stages of formation and development of statehood of Buryat republic. He offers new options of their periodization taking into ac- count the basic changes which happened at each historical stage. The article shows that the transformation of a state system of Buryat republic from national autonomy to the territorial subject of the federation which arose at the same time asymmetry of federation are directly connected with historical conditions of forming of the Russian federalism and its ethno territorial nature. On the basis of the analysis of Buryat Republic historical way the need to increase a role of the republican power and political elite for disclosure of potential of statehood and its use as the managerial tool by political, social and economic and cultural development of the republic is proved.
At the conclusion the author says that the future of the Buryat statehood depends on an active position of the republican power, elite, citizen in protection of interests of the repub- lic, enhancement of institutes of statehood, strengthening of the federal relations and integ- rity of the Russian Federation.
Сергеев А. Л. Государственность в Российской Федерации: учеб. посо- бие. М., 2008; Иванов В. П. Концептуальная модель междисциплинарного исследования феноменов «государство», «государственность», «государст- венный интерес». URL: www.superinf.ru (дата обращения: 10.03.15); Шабуров А. С. Государство и государственность: вопросы соотношения // Известия ИГЭА. 2012. № 3(83). С. 126–130; Пирумова Ю. А. Научно-теоретическая эволюция концепций государственности: аналитический обзор исследований // Власть. 2011. № 7. С.40–43; Сафронова Е. В., Карсканова С. В. «Государство» и
«государственность»: проблема терминологического соотношения и опреде- ления. URL: http://отрасли-права.рф (дата обращения: 22.04.15).
Затонский В. А. Эффективная государственность в личностно-правовом измерении: общетеоретическое исследование: автореф. дис. … д-ра юр. наук. Саратов, 2008.
Бусыгина И. М., Филиппов М. Г. Агенты и принципалы: чего ожидать после «вертикали власти?». Политическое развитие России: новый поворот? // Неприкосновенный запас № 84 (4/2012). URL: http://www.nlobooks.ru/ node/2575 (дата обращения: 22.04.15); Шибаева О. О. Укрупнение регионов: проблемы и перспективы. Государственное управление // Электронный вест- ник. Вып. 26. Март 2011; Зубов А. Б. Унитаризм и федерализм. К вопросу о будущей организации государственного пространства России // ПОЛИС № 5 2000; Ларина Н. И. Региональная политика в условиях унитарного федера- лизма // Регион: экономика и социология. 2006. № 1. С. 41–50; Лебедева Е. Б., Бусыгина И. М. Административно-территориальное деление в РФ: реформы и фактор политического режима. // Полис. 2012. № 3. С. 45–62.
Ачкасов В. А. Можно ли с помощью федерализма решить «националь- ный вопрос» // Сравнительный федерализм и российские проблемы федера- тивных отношений: сб. ст. / под ред. Л. В. Сморгунова, Ю. Н. Солонина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 205–214; Холамханов К. Х. Федера- лизм и вызовы этнократии в современной России // Теория и практика обще- ственного развития. 2012. № 1. URL: http://teoria-practica.ru (дата обращения: 22.04.15); Тимошев Р. М. Право наций на самоопределение и современные межнациональные конфликты // Армия и общество. 2008. Вып. 3. URL: http://cyberleninka.ru/journal/n/armiya-i-obschestvo (дата обращения: 22.04.15).
Тарасов А. Право народов на самоопределение как фундаментальный демократический принцип // «Демократия» против права наций на самоопре- деление. URL: http://www.imperativ.net/news/aktual.htm (дата обращения: 22.04.15); Калинина К. В., Рябова Е. Л. Право народов на самоопределение: проблемы реализации // Этносоциум. 2016. № 2(92). URL: http://etnosocium.ru/node/2 (дата обращения: 22.04.15).
Каспэ С. И. Конструировать федерацию — RenovatioImperii как метод социальной инженерии // ПОЛИС. 2000. № 5; Фарукшин М. Х. Этничность и федерализм: возможность сочетания или тотальная несовместимость. URL: politex.info›content/view/429/30 (дата обращения: 22.04.15).
Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М. В. Баглай. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 784 с.
Лексин И. В. Правовая асимметрия в территориальном устройстве государства: теория и практика // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. Вып. 35. С.4.
Захаров А. Российский федерализм как «спящий» институт: перспективы пробуждения // К новой модели российского федерализма: взгляд их регионов / Междунар. фонд соц. экон. и политол. исслед. М., 2012. С.18.
Тишков В. А. Государственное управление в XXI в.: традиции и инно- вации. 9-я Международная конференция (25–27 мая 2011 г.). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. Ч. 1. С.46.
Бусыгина И. М., Филиппов М. Политическая модернизация государства в России: необходимость, направления, издержки, риски. М., 2012. С. 174; Бухвальд Е. М. Децентрализация управления и целевая функция ре- формирования российского федерализма // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. Т. 5, № 6(26). С. 94–97.
Туровский Р. Ф. К новой модели российского федерализма. URL: http://www.politcom.ru (дата обращения: 22.04.15); Туровский Р. Ф. Бремя пространства как политическая проблема России // ЛОГОС. 2005. № 2(47). С.41.
Баранов Н. А. Потенциал государства и политико-административные отношения в контексте инновационного развития // Политико- административные отношения: концепты, практика и качество управления: сб. ст. / под ред. Л. В. Сморгунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. С. 21–35.