Научные труды

Костров А. В.
Характер отражения семейских Забайкалья в отдельных киноисточниках советского периода // СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, РУССКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ: Материалы VI Международной научно-практической конференции (07.08.2015 – 08.08.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, д-р филол. наук, Ответственный редактор: С. В. Васильева, д-р ист. наук, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2021. - С. 75-80.
Характер отражения семейских Забайкалья в отдельных киноисточниках советского периода
The reflection of Semeiskie of Transbaikal region in the cinema sources of the Soviet period
281.93-3:791.43  10.18101/978-5-9793-0771-8-75-80
Статья посвящена анализу отражения представителей забайкальского старообрядчества в отдельных произведениях советского киноискусства. В качестве источников привлекаются художественный фильм «Потомок Чингисхана», имеющий хроникальные кадры, а также кадры кинохроники, снятые в разные годы в Забайкалье. Из привлечённой кинохроники наибольший интерес представляют кадры, снятые операторами Восточно-Сибирской студии кинохроники в 1950 и 1980 гг. на коневодческой выставке в селе Тарбагатай и на празднике песни и танца в этнографическом музее народов Забайкалья.
Делаются выводы о специфике и информативных возможностях этих визуальных источников. В частности, определяются сложности, связанные с поиском и использованием в качестве исторического источника кинокадров, запечатлевших семейских старообрядцев в разных ситуациях и ракурсах. При этом особое внимание уделено анализу исторической и этнографической информации, донесённой до современных исследователей редкими кадрами привлечённой киноплёнки.
Утверждается настоятельная необходимость выявления сохранившихся кадров советского и постсоветского периодов, а также важность организации и проведения систематических съёмок современного старообрядчества края.
This article analyzes the representations of Transbaikal Old Believers in individual works of the Soviet cinema. As a source was used the feature film “Potomok Chingiz-Hana” («Thingiz-Han`s descendant»), having a mid-archival footage in its composition, as well as newsreel footage made in the different years in the Transbaikal region. From the attached newsreels the greatest interest is paid for the pictures taken by operators of the Eastern Siberian newsreel studio in the 1950s and 1980s on the horse-breeding exhibition in the village Tarbagatai and during the festival of songs and dances in the Ethnographic Museum of Transbaikalia.
The author makes the conclusions about the specific features of these informative and visual sources. In particular, he defined the difficulties associated with finding and using, as a historical source, motion pictures depicting Semeiskie Believers in different situations and perspectives. The author focuses on the analysis of historical and ethnographic information reporting to modern researchers by attached rare footage of film.
The author underlines an urgent need to identify the surviving pictures of the Soviet and post-Soviet period, as well as the importance of organizing and carrying out systematic shootings of a modern edge of the Old Believers.
старообрядцы Забайкалья, семейские, отражение, киноисточники, кинохроника, художественный фильм, исторические источники, советский период.
Old Believers of Transbaikal, Semeiskie, reflection, cinema sources, news-reels, feature film, historical source, Soviet period.
1. Васильева С. В. Фотодокументальное источниковедение по истории семейских Забайкалья // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы V Междунар. конф. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. С. 159-161.

2. Костров А. В. Фотоматериалы как источник по истории семейских старообрядцев Забайкалья // Вестник Тамбовского университета. 2010. №3 (83). С. 327-333.

3. Бураева С. В., Батурин С. А. Будни довоенной Бурятии: особенности визуальной репрезентации повседневности (1920-1930-е гг.) // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отде-ления Российской академии наук. 2013. №3(11). С. 59-77.

4. Серко. Художественный фильм. Режиссёр Жоэль Фарж. Россия-Франция. «DDP», «Canal+», «Proline-Film». 2006 г. Цветной. Звуковой. Продолжительность 95 мин.

5. Костров А. В. Образ дальневосточных старообрядцев в советском фильме 1935 г. «Аэроград» // Старообрядчество: история, культура, современность: материалы XI Междунар. конф. – М., 2014. Т. II. – С. 176-184.

6. Потомок Чингис-хана: художественный фильм / режиссёр Вс. Пудовкин. СССР. Межраб-помфильм. 1928 г. Чёрно-белый. Без звука. Продолжительность 92 мин.

7. Межрайонная коневодческая выставка // Восточная Сибирь: киножурнал / оператор О. Зекки. 1950. Ноябрь. Чёрно-белый. Без звука. Продолжительность сюжета: 1 мин. 26 сек.

8. Этнографический праздник «Песни и танцы» // Восточная Сибирь: киножурнал. 1980. №31. Чёрно-белый. Звуковой. Продолжительность сюжета: 2 мин. 18 сек.

Статья