Научные труды

Пригарин А. А.
«Церковная археография» в среде старообрядцев середины ХХ в.: по материалам Измаильской епархии // СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, РУССКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ: Материалы VI Международной научно-практической конференции (07.08.2015 – 08.08.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, д-р филол. наук, Ответственный редактор: С. В. Васильева, д-р ист. наук, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2021. - С. 98-109.
«Церковная археография» в среде старообрядцев середины ХХ в.: по материалам Измаильской епархии
The "Church Archaeography" in the Old-Believers environment in the middle of ХХ-th century: adapted from Izmail diocese
930.255:272.2-86  10.18101/978-5-9793-0771-8-98-109
В статье предлагается определять деятельность старообрядцев по выявлению, сохранению и обработке источников как «церковную археографию». В компаративной перспективе показана ее специфика по отношению к хорошо известной «церковной археологии».
В качестве эмпирического примера взята практика Измаильской епархии в 1940-1950-е гг., в момент ее перехода вместе с Бессарабией из Румынии в СССР. Демонстрируется, как с языка предания формируется научный инструмент сбора и обобщения сведений. Ярче всего это раскрывает конкретный документ – описание древностей старообрядческих общин, который был составлен дьяками и священниками. Это описание содержит характеристику прошлого опыта старообрядческих общин, историю их храмов и церковной утвари. Обзор базируется на документах общин и воспоминаниях старожилов.
In the article it is suggested to determine the activity of Old Believers on exposure, maintenance and treatment of the sources as a "church archaeography". In a comparative perspective is shown its specifics from well-known "church archaeology".
As an empiric example the practice of Izmail diocese in 1940-1950th is taken in the moment of its transition together with Bessarabia from Romania to the USSR. The article demonstrates how from the language of legends the scientific instrument of collection and generalization of information is formed. The description of antiquities of the Old Believers communities made by scribes and priests is the brightest example of that. The description contains the characteristics of the past experience in Old Believers communities, history of their temples and church utensils. The review is based on the documents of communities and remembrances of old-timers.
старообрядцы, Бессарабия, археография, церковь, религия
Old Believers, Bessarabia, archaeography, church, religion
1. Глубоковский Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии [Эл.ресурс] Режим доступа: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/204/440/page18.htm

2. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. – Барнаул, 1999. – 559 с.

3. Пригарин А.А. «Паки приступим к истории»: проблемы старообрядчества в Румынии в одном докладе 1954 г. // Судьба старообрядчества в ХХ – начале ХХІ вв.: история и современность. Зб. наук. праць та матеріалів / Інститут української археографії та джерелознавства ім. М.С. Гру-шевського НАН України. – Київ-Куреневка-Чечельник, 2007. – С.63-76.

4. Пригарин А.А. «Эта группа мыслителей и радетелей отстаивала принципы жесткого сохранения веры» // Русская вера [Эл.ресурс] Режим доступа: http://ruvera.ru/articles/gruppa_ mysliteleiy_otstaivala_principy

5. Слово церкви. – М., 1915-1917.

6. Субботин Н.И. История так называемого Австрийского или Белокриницкого священства. – Вып.2. – М.: Тип.Г.Лисснера и Л. Гешеля, 1899. – 517 с.

7. Хрушкова Л. Археология христианская, византийская, церковная. Термины, предмет, современное состояние // ПорталCredo.Ру [Эл.ресурс] Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1274

8. Церковь: общественно-религиозная газета.- М., 1908-1914.



Статья