Научные труды

Кардашин В. А.
,
Столбов В. А.
Формирование экологической ответственности населения в процессе функционирования охраняемых природных территорий городского пространства // УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ. АКТУАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: Международная научно-практическая конференция, посвященная 30-летию высшего географического образования и 60-летию фундаментальной географической науки в Бурятии (17.05.2018 – 19.05.2018, Улан-Удэ). - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2018. - С. 404-406.
Формирование экологической ответственности населения в процессе функционирования охраняемых природных территорий городского пространства
Formation of environmental responsibility of population in the process of functioning of protected natural territories of urban space
502.315
Дается определение экологической ответственности и раскрывается сущность катего- рии экологической ответственности населения. Рассмотрены первые работы, внесшие основополагающий вклад в изучение научной категории «ответственное отношение к природе». Представлены существующие функции охраняемых природных территорий. Подчеркивается особая значимость городских охраняемых природных территорий в эко- логическом воспитании населения. Современный процесс урбанизации предъявляет к охраняемым природным территориям городского пространства ряд дополнительных тре- бований. На ряду с традиционными природоохранными функциями они призваны решать и специфические социокультурные задачи — рекреационные, воспитательные, эстетиче- ские, образовательные и т. д. Природные территории в городской среде призваны фор- мировать и экологическую ответственность жителей. Экологическая ответственность горожан является неотъемлемым атрибутом ценностного отношения к природе. Ведение активной эколого-просветительской деятельности на базе городских природных объектов рассматривается как дополнительный инструмент сознательного повышения уровня цен- ностного отношения населения к природе.
The definition of ecological responsibility is given and the essence of the category of ecological responsibility of the population is revealed. The first works that made a fundamental contribution to the study of the scientific category «responsible attitude to nature»are considered. The existing functions of protected natural areas are presented. The special importance of urban protected areas in the ecological education of the population is emphasized. The modern process of urbanization imposes a number of additional requirements to the protected natural areas of urban space. Along with the traditional environmental functions they are designed to solve specific social and cultural objectives — recreational, educational, aesthetic, educational, etc. Natural areas in an urban environment designed to build environmental responsibility of the residents. Ecological responsibility of citizens is an essential attribute of value attitude to nature. Conducting of active ecological and educational activity on the basis of urban natural objects is considered as an additional tool of conscious raising of the level of value attitude of the population to nature.
экологическая ответственность; городское пространство; охраняемые природные территории; ценностное отношение к среде жизнедеятельности; эколого-просветительная деятельность.
environmental responsibility; urban space; protected areas; valuing the environment; environmental and educational activities.
Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. — М., 1983.

Баландин С. В. Охраняемые виды растений на территории, подчиненной г. Пер- ми. Проблемы экологии, охраны природы и природопользования: сб. науч. тр. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2006. — 274 c.

Боннская декларация участников Всемирной конференции ЮНЕСКО по образо- ванию и устойчивому развитию. — М., 2009. — 6 с.

Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Развитие общего экологического образова- ния в России на современном этапе // Россия в окружающем мире. — 2008.

Кавтарадзе Д. Н. Образование для устойчивого развития должно учить действи- ям // На пути к устойчивому развитию России. — 2007. — № 38. — С. 3–5.

Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого разви- тия / под ред. А. Н. Захлебного, Е. Н. Дзятковской, А. Ю. Либерова, И. В. Вагнер. — М.: РАО, 2010. — 15 с.

Особо охраняемые природные территории г. Перми: монография / С. А. Бузма- ков и др.; под ред. С. А. Бузмакова и Г. А. Воронова; — Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2011. — 204 с.

Суравегина И. Т. Система экологического образования концепция и модель // Экология, культура, образование: материалы к конференции. — М., 1989. — С. 204–210.

Шобонов С. А. Структура экологической ответственности личности / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — СПб., 2009. — № 2. — С. 32–35.

Эколого-экономические районы (теоретико-методологические аспекты разви- тия) / под ред. д-ра геогр. наук М. Д. Шарыгина. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. — С. 118-132.

Статья