декан факультета прикладной психологии Педагогического института
доктор психологических наук, профессор
Закрыть
Собственность, соборность и земские принципы как древнерусские истоки жизнедеятельности старообрядцев // СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, РУССКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ: Материалы VI Международной научно-практической конференции (07.08.2015 – 08.08.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, д-р филол. наук, Ответственный редактор: С. В. Васильева, д-р ист. наук, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2021. - С. 190-200.
Собственность, соборность и земские принципы как древнерусские истоки жизнедеятельности старообрядцев
Property, conciliarity and territorial principals as an Old Russian foundation of Old Believers livelihood
С позиции сегодняшнего (и не только) дня на старообрядцев можно и нужно смотреть не как на носителей в чем-то забытых традиций, но прежде всего как на обладателей таких черт, которые очень востребованы в рыночной экономике, в осуществлении социальных реформ, в восстановлении самобытных форм хозяйствования и традиционной продукции. В основе позитивных качеств лежат психогенетический фонд и этнокультурные традиции, которые староверы вынесли из древнерусского бытия. В статье показано, что основу характеров и общинной психологии староверов составляют такие взаимосвязанные и взаимопроникнутые атрибуты, как собственость, соборность, способности, личностные особенности. В старообрядческой среде особенно ярко проявились русские традиции «помочей», т. е. коллективного труда, вдохновленного не столько утилитарно-экономическими, сколько нравственными и религиозными целями. Общие черты и качества: религиозно-духовное единение, самообеспечение и саморегулирование, неприятие над собой никакого начальства, самоволие, стремление к независимости, желание полной свободы действий в своей религиозной и общественной жизни, – вот основные социально-психологические причины, обесчечившие не только выживание старообрядческих общин в труднейших условиях Сибири, но и их поступательное развитие. Восстановить ряд значимых качеств и традиций – актуальная задача ближайшего времени.
From the perspective of current (and not only) day the Old Believers can be and should be viewed as a carrier of to some extent forgotten traditions, but above all as the owners of such traits which are solicited in the market economy, in the implementation of social reforms, restoring original forms of farming and traditional products. The basis of positive qualities comes from psychogenetic fund and ethno-cultural traditions that Old Believers preserved from the Old Russian lifestyle. The article shows that the character and community psychology of Old Believers is based on interrelated attributes as property, collegiality, capability, personality. Among Old Believers especially developed the tradition of “pomochy” (help, mutual support), i.e. collective work inspired not so much by utilitarian and economic causes, but moral and religious purposes. Common features and qualities: religious-spiritual unity, self-reliance and self-regulation, rejection of any authorities, self-will, desire for independence, desire for complete freedom of actions in their religious and social life – these are the social and psychological reasons that has ensured not only the survival of the Old Believers communities in the most difficult conditions in Siberia, but their progressive development. The author concludes that to restore a number of significant qualities and traditions of Old believers is a vital task at present.
1. Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины» (Психология и этика российско-американского делового партнерства). – М.: Дело ЛТД, 1994. – 208 с.
2. Антонов А.В. Старообрядчество и новое мышление// На пути к свободе совести. – М.: Про-гресс, 1989. – С. 314-336.
3. Байкальские легенды и предания // Фольклорные записи / предисл., коммент. Л. Е. Элиасова. – 2 доп. и перераб. изд. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984. – 256 с.
4. Болонев Ф.Ф. Семейские: историко-этнографические очерки. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1992. – 224 с.
5. Бороноев А. О., Смирнов П. И. Российский менталитет и реформы // Общество и политика. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 274-302.
6. Доржиев Д. Л. Крестьянские восстания и мятежи в Бурятии в 20-30 годы. – Улан-Удэ: ОНЦ «Сибирь», 1993. – 82 с.
7. Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. – М.: Советская Россия, 1991. – 336 с.
8. Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. – 184 с.
9. Карнышев А. Д., Помуран Н. Н. Этнопсихология старообрядчества. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2006. – Науки, 1989..
10. Ключевский. Сочинения: в 10 т.
11. Накамура Ё. Романовка – поселок староверов в Маньчжурии // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки: сб. науч. тр. / РАН, Сиб. отд-ние, Ин-т истории; отв. ред. Н. Н. Покровский. – Новосибирск: Наука, 1992. – С. 217-221.
12. Миненко Н. А. Живая старина. Будни и праздники сибирской деревни в XVIII – первой половине XIX в. – Новосибирск,
13. Михайлова Н. Церковь и раскол XVII века // Благодатный огонь: православный журнал. – 1998. – №2. – С. 3-24.
14. Моррис Р. А. Сохранение и изменение этничности в полиэтничной среде // Этнические процессы в СССР и США: материалы совет.-америк. симпозиума. – М., 1986. – С. 163-184.
15. Проблемы экономической психологии. Т. 1 / отв. ред. А. Л. Журавлев, .Б.Купрейченко. – М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2004. – 620 с.
16. Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья / под ред. Т. Б. Юмсуновой. – Но-восибирск: Изд-во СО РАН, Науч.-изд. центр ОИГГМ, 1999. – 540 с.
17. Станиловский А. М. Записки. Посмертное издание. – Иркутск: Тип. Товарищества печатного дела, 1912. – 191 с.
18. Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Н. Покровский. – Новосибирск: Наука, 1992. – 325 с.
19. Щапов А. П. Избранное. – Иркутск, 2001. – 340 с.