Научные труды

Узенёва Е. С.
Культурно-языковая интерференция в традиции староверов Болгарии // СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, РУССКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ: Материалы VI Международной научно-практической конференции (07.08.2015 – 08.08.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, д-р филол. наук, Ответственный редактор: С. В. Васильева, д-р ист. наук, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2021. - С. 254-263.
Культурно-языковая интерференция в традиции староверов Болгарии
Cultural and linguistic interference in the tradition of the Old Believers in Bulgaria
Авторская работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-04-00592а «Актуальные этноязыковые и этнокультурные проблемы современности: этнокультурная и этноязыковая ситуация – языковой менеджмент – языковая политика», рук. Г. П. Нещименко.
81:39(497.2)  10.18101/978-5-9793-0771-8-254-263
В основу работы легли материалы, собранные автором в полевых экспедициях в с. Казашко, область Варны, в 2006-2012 гг. На основе исследования языка и народной традиции русского старообрядческого села в Болгарии определить архаическую культурно-языковую основу (связь с коренной русской традицией) и заимствованные черты, обусловленные славянским влиянием (в нашем случае южнославянским, – в контакте с болгарской традицией) и инновациями, связанными с процессами глобализации.
Можно констатировать, что в настоящее время влияние болгарской традиции на культуру и говор старообрядцев существует и затрагивает многие уровни. Увеличение числа смешанных браков и обучение на болгарском языке способствует сужению сферы употребления говора, вытесняя его на периферию коммуникативного процесса и способствуя его постепенному исчезновению.
Несмотря на изолированность староверов в прошлом, в последние годы, после реформ посткоммунистического периода, общность стала заметно более открытой. Благодаря процессам глобализации, социальным, экономическим и этнокультурным изменениям в Болгарии, непосредственно затрагивающим меньшинства, в среде старообрядцев влияние окружающей близкородственной болгарской культуры и языка становится все ощутимее, взаимодействие проявляется не только во внешних формах, но отчасти затрагивает и содержание культуры казаков-некрасовцев. В эпоху посткоммунизма трансформации коснулись социальной сферы (изменение системы традиционных занятий, отход от рыболовства, в частности), семейных отношений (смена гендерных ролей), культуры (появление новых праздников, в особенности болгарских), и языка, что приводит к переосмыслению и системы ценностей.
The research is based on materials collected by the author during field expeditions in Kazashko village, Varna area, in 2006-2012. Based on the examination of language and national traditions of Russian Old Believers village in Bulgaria the author defines an archaic cultural-linguistic basis (connection to indigenous Russian tradition), borrowed features, caused by the subsequent slavic influence (in our case, South Slavic – in contact with the Bulgarian tradition) and innovations of globalization.
It is certain that nowadays the influence of Bulgarian tradition on the culture and the dialect of Old Believers exist on many levels. The increase in number of mixed marriages and education in Bulgarian language lead to dialect usage decrease, pushing it out of communicative process and facilitating its gradual disappearance.
Despite disconnection of Old Believers in the past, more recently, after the reforms of post communism period, the community became considerably more open. Due to globalization processes, social, economic and ethno-cultural changes in Bulgaria, directly affecting minorities, influence of surrounding closely related Bulgarian culture and language within Old Believers community became more evident. Interaction is shown not only in external forms, but partly involves the subject matter of Kazaks culture. During post communism era the transformation has affected social sphere (traditional crafts change, retreat from fishery, in particular), family relations (gender roles transition), culture (new holidays occurrence, Bulgarian in particular) and language, which leads to re-thinking the set of values.
староверы Болгарии, русские диалекты, традиционная культура, календарные обычаи, семейная обрядность, свадьба, языковая интерференция, заимствования
Old Believers in Bulgaria, Russian dialects, traditional culture, calendar customs, family rituals, wedding, language interference, borrowings.
1. Амосов П. Из живота на рибарите в с. Казашка махала // Народно дело. Г. I. Бр. 223. Варна, 1945.

2. Анастасова Е. При некрасовците в България // Български фолклор. Год. XVIII. Кн. 2. София, 1992, 52-59.

3. Анастасова Е. Земята, земният живот и еволюцията в културната система на некрасовците в България // Българска етнография. Год. IV. Кн. 3. София, 1993, 24-33.

4. Анастасова Е. Некрасовците в България – езици на културата // Българска етнология. Год. XXI. Кн. 2. София, 1995.

5. Анастасова Е. Старообредците в България. Мит – история – идентичност. София, 1998.

6. Бехметьев П. Към историята на старите руски поселища в сегашна България // Периодическо списание на Българското книжовно дружество в София. Год. XIX. Т. LXVIII. 1907. София, 1908, 294-300.

7. Гочев В.П. Варна. Варна, 1931, 21.

8. Еролова Йелис. Добруджа. Граници и идентичности. София, 2010. С. 189-254 (русите старообредци).

9. Иванов В. Бегло изследване на бита на староверците // Морски сговор. Бр. 6. 1924.

10. Иванова-Критска Е. Наблюдения върху сватбения фолклор на руските села Казашко, Варненски окръг и Татарица, Силистренски окръг // Български фолклор. Год. 3. Кн. 2. София, 1977, 44-51.

11. Иванова-Критска Е. Старообрядцы // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989, 198-220.

12. Касаткин Л.Л. Русский говор села Татарица в Болгарии // Русские старообрядцы. Язык, культура, история. Сборник статей к XIV Международному съезду славистов. М., 2008. С. 116-139.

13. Касаткин Л.Л. Исследование говоров русских старообрядцев в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН // Русские старообрядцы. Язык, культура, история. Сборник статей к XIV Международному съезду славистов. М., 2008. С. 573-608.

14. Кауфман Н. Песни на казаците-некрасовци в България // Българска музика. Кн. № 5. София, 1963, 35-40.

15. Кънчев К. Староверците // Нашето Черноморие. Варна, 1938, 41.

16. Леонидова М. Один восточнославянский диалект в южнославянском окружении. К проблеме лексической интерференции // Славистични изследвания. III. София, 1973. С. 224-230.

17. Миллер Б. К вопросу о некрасовцах-чаршамбинцах // Этнографическое обозрение. № 4. 1902. М., 1903

18. Петрова Лидия, Колева Светлозара. Животът на старообредците-казаци в село Казашко, Варненско // Делници и празници в живота на българина. Сборник, посветен на 30-годишнината на Етнографски музей – Варна. Варна, 2006. С. 450-461.

19. Петрова Лидия, Колева Светлозара. Митологичните представи и вярвания на некрасовците от село Казашко, Варненско // Известия на народния музей Варна. XLI (LVI), 2005. Варна, 2007. С. 123-133.

20. Пригарин А.А. Русские старообрядцы в Болгарии: новые материалы по истории потомков некрасовцев и липован Добруджы // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 10. М., 2004. С. 29-35.

21. Романска Цв. Фолклор на русите-некрасовци от с. Казашко, Варненско // Годишник на Софийския университет. Филологически факултет. Т. 53. № 2. София, 1959.

22. Романска Цв. Някои етнографски особености на с. Казашко, Варненско и на русите-некрасовци, които го населяват // Сб. В памет на акад. Стоян Романски. Езиковедско-етнографски изследвания. София, 1960. С. 563-589.

23. Романска Цв. Риболовът на русите-некрасовци от с. Казашко, Варненско // Годишник на Софийский университет. ФФ. LIII. 2. София, 1960. С. 353-446.

24. Романски Ст. Народностен характер // Сб. Добруджа. География, история, етнография, стопанско и държавно-политическо значение. София, 1918, 271-274.

25. Смирнов Я.И. У некрасовцев на острове Мада // Живая старина. В. 1. 1896.

26. Съботинова Донка. На една земя, под едно небе. Празници и бичаи на българи, арменци, русите старообредци, турци и цигани/рома. Варна, 2009. С. 204-258.

27. Томова Е. Проблеми при изучаването на фолклора на русите-некрасовци в България // Литературознание и фолклористика. Сб. В чест на 70-годишнината на акад. П. Динеков. София, 1983, 458-463.

28. Штайнке К. Старообрядцы в Болгарии // Традиционная духовная и материальная культура старообрядцеских поселений в странах Европы, Азии и Америки Новосибирск, 1992. С. 153-157.

29. Штайнке К. Говоры староверов в Болгарии двадцать лет спустя // Русские старообрядцы. Язык, культура, история. Сборник статей к XIV Международному съезду славистов. М., 2008. С. 108-115.

30. Щепотьев В. Русская деревня в Азиатской Турции // Вестник Европы. Год. XXX. Кн. 8, август 1895.

31. Steinke K. Die russischen Sprachinseln in Bulgarien. Heidelberg, 1990.

Статья