Цель изучения темы: научиться применять знания о строении, свойствах и превращениях различных классов липидов (жиров) для объяснения избирательной проницаемости клеточных мембран, особенностей функционирования нервной ткани, энергетики мышечной деятельности и восстановительных процессов, проявления защитных свойств организма.
Учебно-целевые вопросы (план самоподготовки по теме)
Общая характеристика, особенности химической структуры различных классов липидов, входящих в состав пищевых продуктов и тела человека.
Ступенчатый гидролиз липидов в процессе пищеварения. Ферменты, участвующие в этом процессе, условия их действия.
Особенности всасывания продуктов пищеварения липидов.
Синтез специфических липидов в клетках кишечной стенки.
Образование липопротеидов, их роль в транспорте липидов в организме и формировании структуры клеточных мембран.
Целевые задачи
На основе знаний о структуре и свойствах нейтральных жиров, фосфолипидов, гликолипидов, стероидов научиться объяснять влияние различий в химическом составе и структуре липидов на их свойства и биологическую роль.
На основе знаний основных этапов биохимических превращений липидов в пищеварительной системе выявлять наиболее благоприятные условия для усвоения пищевых липидов и способы коррекции нарушений процессов пищеварения у спортсменов.
Методические указания к изучению темы
Изучая материал данной темы, следует помнить, что в группу липидов объединяются вещества самой различной химической природы, не растворимые в воде, но растворимые в органических растворителях (ацетоне, хлороформе, этиловом спирте). Многие (но не все) липиды представляют собой сложные эфиры, образованные остатками высокомолекулярных предельных и непредельных карбоновых кислот и многоатомных или специфически построенных спиртов (глицерина, сфингозина, инозита, стеринов). Сложные эфиры глицерина и высокомолекулярных (жирных) кислот называются нейтральными жирами или глицеридам. Следует обратить внимание на многообразие биологической роли жира.