Цель изучения темы: Научиться применять знания о строении, свойствах и обмене белков для выявления особенностей функционирования различных биохимических систем организма человека, регуляции их деятельности.
Учебно-целевые вопросы (план самоподготовки по теме)
- Особенности химического состава и структуры простых и сложных белков, входящих в состав пищевых продуктов и тела человека. Понятие о полноценных и неполноценных пищевых белках.
- Аминокислоты. Классификация, биологическая роль.
- Уровни организации белковой молекулы. Первичная, вторичная, третичная (супервторичная) и четвертичные структуры белков.
- Нормы белка в питании. Азотистый баланс.
- Ферментативные превращения простых и сложных белков в процессе пищеварения. Превращения не переваренных белков.
Целевые задачи
- На основе знаний о строении и свойствах аминокислот, белков, научиться объяснять структурное и функциональное многообразие белков, их высокую видовую и тканевую специфичность, особенности действия белков-регуляторов.
- На основе знания основных этапов превращений белков в процессе пищеварения, механизмов активирования протеолитических ферментов и регуляции секреции пищеварительных соков оценивать питательную ценность и степень усвоения различных белков, входящих в состав пищи, обосновывать применение белковых гидролизатов в специализированном питании спортсменов.
Методические указания к изучению темы
Белки - это высокомолекулярные полимеры аминокислот, составляющие основу живых структур. Изучая их строение и свойства, следует обратить внимание на высокую специфичность: каждому виду живых существ, каждому отдельному организму и даже отдельным органам присущи свои особые белки. Огромное разнообразие видов белковых молекул зависит от количества аминокислотных остатков (всего их в белках около 20 видов), порядка их чередования в полипептидной цепи белка, особенностей расположения в пространстве. Все это входит в понятие структуры белков. Нужно составить четкое представление об особенностях первичной, вто- ричной, третичной и четвертичной структуры, денатурации и ренатурации белков, обратить внимание на их амфотерность. Белки - полимеры с гидрофильными свойствами. Изучение особенностей образования белковых растворов и осаждения белков важно для понимания методов изучения белкового обмена в организме человека.
Изучая различные классы белков, нужно рассмотреть их важнейшие функции: участие в построении клеточных структур, в процессах превращения энергии, хранения и воспроизводства наследственной информации, транспорта веществ от одного органа к другому, регуляции скоростей химических реакций, защиты организма от неблагоприятных воздействий внешней среды, в мышечном сокращении. Изучая роль белков в транспорте кислорода и осуществлении окислительно-восстановительных реакций, желательно подробно рассмотреть структуру хромопротеидов - окрашенных сложных белков, небелковые (простетические) группы которых представляют собой гетероциклические соединения, часто связанные с иона ми металлов.
Обмен белков - центральный процесс всего обмена веществ. Он тесно связан с обменом всех других классов соединений и играет первостепенную роль в разрушении и новообразовании клеточных структур.