БИОХИМИЯ

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ БИОХ...
   1. Отличия живой природы от...
   2. Основные разделы биохими...
   3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗА...
ТЕМА 1А. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ОРГ...
   1. Химический состав живых ...
   2. Виды химических связей
      2.1. Ковалентные связи
      2.2. Дисульфидные связи
      2.3. Ионная связь
      2.4. Водородная связь
      2.5. Гидрофобные взаимод...
      2.6. Ван-дер-ваальсовые ...
   3. Классификация органическ...
      3.1. Функциональная груп...
   4. Структурная иерархия в м...
   5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗА...
ТЕМА 2. УГЛЕВОДЫ
   1. Биологическая роль углев...
   2. Классификация углеводов
      2.1. Моносахариды
         2.1.1. Глюкоза и фрук...
         2.1.2. Циклическая фо...
         2.1.3. Аминосахара
         2.1.4. Рибоза и дезок...
         2.1.5. Глицериновый а...
      2.2. Олигосахариды
         2.2.1. Сахароза
         2.2.2. Мальтоза
         2.2.3. Лактоза
      2.3. Полисахариды
         2.3.1. Гомополисахари...
         2.3.2. Гетерополисаха...
   3. Норма углеводов в питани...
   4. Переваривание углеводов ...
      4.1. Регуляция уровня гл...
   5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗА...
Тема 3. ЛИПИДЫ
   1. Биологическая роль липид...
   2. Классификация жиров
      2.1. Простые жиры
         2.1.1. Глицериды (ней...
         2.1.2. Воска
      2.2. Сложные жиры
         2.2.1. Фосфолипиды
         2.2.2. Кликолипиды
         2.2.3. Стероиды
   3. Переваривание жиров в же...
   4. Основные виды патологии ...
   5. Норма жиров в питании, о...
   6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗА...
ТЕМА 4. БЕЛКИ
   1. СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ
   2. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ БЕ...
   3. КЛАССИФИКАЦИЯ БЕЛКОВ
      3.1. ПРОСТЫЕ БЕЛКИ
         3.1.1. Глобулярные бе...
         3.1.2. Фибриллярные р...
         3.1.3. Фибриллярные н...
      3.2. СЛОЖНЫЕ БЕЛКИ
         3.2.1. Фосфопротеиды
         3.2.2. Нуклеопротеиды
         3.2.3. Хромопротеиды
         3.2.4. Гликопротеиды
         3.2.5. Металлопротеид...
         3.2.6. Липопротеиды
   4. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ АМИНО...
      4.1. Классификация амино...
   5. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЛКО...
      5.1. Первичная структура
      5.2. Вторичная структура
      5.3. Третичная структура
      5.4. Четвертичная структ...
   6. ДЕНАТУРАЦИЯ БЕЛКОВ
   7. ПЕРЕВАРИВАНИЕ БЕЛКОВ В Ж...
   8. БЕЛКОВОЕ ПИТАНИЕ
   9. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗА...
ТЕМА 5. БИОКАТАЛИЗ
ТЕМА 5А. ФЕРМЕНТЫ
   1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И БИ...
      1.1. Отличие ферментов о...
   2. ХИМИЧЕСКАЯ КИНЕТИКА
   3. СТРОЕНИЕ ФЕРМЕНТОВ
   4. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ФЕРМЕН...
   5. АКТИВАТОРЫ И ИНГИБИТОРЫ
      5.1. Активаторы
      5.2. Ингибиторы
   6. СВОЙСТВА ФЕРМЕНТОВ
      6.1. Термолабильность
      6.2. Зависимость скорост...
      6.3. Зависимость активно...
      6.4. Специфичность
         6.4.1. Абсолютная спе...
         6.4.2. Относительная ...
   7. НОМЕНКЛАТУРА ФЕРМЕНТОВ
   8. КЛАСИФИКАЦИЯ ФЕРМЕНТОВ И...
      I. Оксидоредуктазы
      II. Трансферазы
      III. Гидролазы
      IV. Лиазы
      V. Изомеразы
      VI. Лигазы
   9. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ФЕРМЕНТОВ В ...
   10. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ТЕМА 5Б. ВИТАМИНЫ
   1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И БИ...
      1.1. Основные признаки в...
      1.2. Причины истощения з...
   2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИТАМИНОВ
      2.1. Водорастворимые вит...
      2.2. Жирорастворимые вит...
   3. БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ
   4. Контрольные вопросы

ТЕМА 4. БЕЛКИ

Цель изучения темы: Научиться применять знания о строении, свойствах и обмене белков для выявления особенностей функционирования различных биохимических систем организма человека, регуляции их деятельности.

Учебно-целевые вопросы (план самоподготовки по теме)

  1. Особенности химического состава и структуры простых и сложных белков, входящих в состав пищевых продуктов и тела человека. Понятие о полноценных и неполноценных пищевых белках.
  2. Аминокислоты. Классификация, биологическая роль.
  3. Уровни организации белковой молекулы. Первичная, вторичная, третичная (супервторичная) и четвертичные структуры белков.
  4. Нормы белка в питании. Азотистый баланс.
  5. Ферментативные превращения простых и сложных белков в процессе пищеварения. Превращения не переваренных белков.

Целевые задачи

  1. На основе знаний о строении и свойствах аминокислот, белков, научиться объяснять структурное и функциональное многообразие белков, их высокую видовую и тканевую специфичность, особенности действия белков-регуляторов.
  2. На основе знания основных этапов превращений белков в процессе пищеварения, механизмов активирования протеолитических ферментов и регуляции секреции пищеварительных соков оценивать питательную ценность и степень усвоения различных белков, входящих в состав пищи, обосновывать применение белковых гидролизатов в специализированном питании спортсменов.

Методические указания к изучению темы

Белки - это высокомолекулярные полимеры аминокислот, составляющие основу живых структур. Изучая их строение и свойства, следует обратить внимание на высокую специфичность: каждому виду живых существ, каждому отдельному организму и даже отдельным органам присущи свои особые белки. Огромное разнообразие видов белковых молекул зависит от количества аминокислотных остатков (всего их в белках около 20 видов), порядка их чередования в полипептидной цепи белка, особенностей расположения в пространстве. Все это входит в понятие структуры белков. Нужно составить четкое представление об особенностях первичной, вто- ричной, третичной и четвертичной структуры, денатурации и ренатурации белков, обратить внимание на их амфотерность. Белки - полимеры с гидрофильными свойствами. Изучение особенностей образования белковых растворов и осаждения белков важно для понимания методов изучения белкового обмена в организме человека.

Изучая различные классы белков, нужно рассмотреть их важнейшие функции: участие в построении клеточных структур, в процессах превращения энергии, хранения и воспроизводства наследственной информации, транспорта веществ от одного органа к другому, регуляции скоростей химических реакций, защиты организма от неблагоприятных воздействий внешней среды, в мышечном сокращении. Изучая роль белков в транспорте кислорода и осуществлении окислительно-восстановительных реакций, желательно подробно рассмотреть структуру хромопротеидов - окрашенных сложных белков, небелковые (простетические) группы которых представляют собой гетероциклические соединения, часто связанные с иона ми металлов.

Обмен белков - центральный процесс всего обмена веществ. Он тесно связан с обменом всех других классов соединений и играет первостепенную роль в разрушении и новообразовании клеточных структур.

Биолого-химический факультет УдГУ
Кафедра анатомии физиологии человека и животных
c 2003 к.б.н. Мадера Е.А.

Powered by swift.engine.edu
c 2003 MITTEC